Разбор досудебного порядка урегулирования споров

Разбор досудебного порядка урегулирования споров

Несмотря на большое количество законов, призванных защищать честь и достоинство граждан России, их права часто нарушаются. Восстановить справедливость часто можно только в суде, однако законом предусмотрено досудебное урегулирование споров. Этим правом пользуются физические и юридические лица, причем в некоторых случаях, согласно положениям ст. ст. 131, 132 и 135 ГК РФ, 4 п. 5-1 статьи АПК РФ, прохождение этой процедуры предусмотрено в обязательном порядке.

Особенности и виды досудебного урегулирования споров

Прибегнуть к процедуре досудебного урегулирования споров могут все участники процесса, при этом абсолютно не важно, как поведет себя вторая сторона процесса. В этом случае важно доказать в суде сам факт попытки примирения, в противном случае судья в рассмотрении дела может отказать.

Согласно положениям 1-й статьи Федерального закона №47 (последняя редакция увидела свет 23 июля 2016г.), досудебный порядок урегулирования споров в обязательном порядке предполагается в подавляющем большинстве случаев, за редким исключением. Закон предполагает пути выхода из конфликтной ситуации:

  • претензионное урегулирование
  • урегулирование спора на основе достигнутых договоренностей

При вступлении в договорные отношения участники процесса должны, в первую очередь, правильно составить договор о сотрудничестве. В нем должны быть рассмотрены все спорные моменты и варианты решения гражданского спора, в случае возникновения такового. Юридическая практика показывает, что далеко не всегда нарушение договоренностей происходит умышленно. В случае же возникновения непониманий, подписанты должны собрать документальную базу, доказывающие наличие благих намерений и желание найти пути примирения еще до обращения в суд.

Все документы, подтверждающие факт попытки решить вопрос без вмешательства судей, должны быть сохранены. Все документальные доказательства должны быть приложены к исковому заявлению до попадания материалов в суд, в противном случае судья может отказать в рассмотрении иска. Далее юристы расскажут о том, в каких случаях возникший спор или может быть урегулирован без вмешательства служителей Фемиды, и когда это делать не обязательно.

В каких случаях предусмотрено досудебное урегулирование

После вступления в 2016 году в законную силу изменений к 4-й статье АПК РФ, которая рассматривает порядок решения налоговых споров и пути выхода из других конфликтных ситуаций без вмешательства суда, количество исковых заявлений, оставшихся в арбитражном суде без рассмотрения, выросло. Ситуация изменилась в 2017 году, когда судьи своими действиями доказали, что не собираются чинить препятствия на пути урегулирования возникших споров.

В частности, суды становятся на сторону истца в случаях, когда ответчик не настроен урегулировать конфликт добровольно или умышленно затягивает процесс. В этом случае суд часто оставляет даже мелкие недочеты, допущенные при составлении досудебной претензии.

Досудебная претензия и ее направление

Согласно существующему судебному порядку и положениям ст. ст. 126, 128 АПК РФ, иск может быть оставлен без внимания в случае, если есть официальные доказательства того, что формальности досудебного урегулирование арбитражных споров не были соблюдены. Суд также может оставить без движения иск, принятый в производство, причем по собственной инициативе, или по ходатайству участника процесса (148-я статья АПК РФ).

Досудебная претензия представляет собой один из главных пунктов обязательного досудебного урегулирования споров. Документ составляется в письменной форме по инициативе кредитора или другой пострадавшей стороны. Составитель претензии выражает свое законное требование на устранение нарушений, допущенных ответчиком. Довольно часто претензии помогают избежать длительных судебных разбирательств и серьезных материальных затрат. Что касается правил составления документа стоит отметить, что особых правил оформления не существует. В любом случае, однако, придется указать следующие данные:

  • личные данные адресата, включая адрес (в случае с юрлицом указываются координаты руководителя предприятия/организации
  • контактные данные составителя претензии
  • суть проблемы, с указанием последствий, которые возникли в результате несоблюдения договоренностей со стороны ответчика
  • выдвигаемые требования, с указанием законодательных актов
  • собственные предложения по урегулированию спора, включая сумму денежной компенсации пострадавшей стороне
  • перечень документов, доказывающих правоту составителя претензии

Документ составляется в двух экземплярах: первый из них отправляется по адресу ответчика, второй остается на руках. Документ станет доказательством того, что попытка добровольного решения спора по ГПК без вмешательства судебных инстанций была предпринята.

Ответ и сроки ответа

Претензионное урегулирование споров решается в разные сроки. Получив претензию, ответчик должен на нее отреагировать, причем в некоторых случаях достаточно оперативно. Время этой реакции устанавливают Налоговый, Гражданский, Семейный и Жилищный кодекс, АПК РФ и другие законодательные акты, причем в разных случаях сроки могут отличаться существенно. Если речь касается споров по выплатам ОСАГО и услугам связи, срок составляет 5 дней с момента получения претензии, в других случаях срок обязательного реагирования продляется до 1 месяца.

Договорное урегулирование

Причин возникновения договорных споров может быть множество. К примеру, причиной этого может стать изменение условий договора одной из сторон-подписантов. Это также касается случаев, когда прописанные договором условия соглашения не были соблюдены или были допущены отступления от них. Спор может возникнуть также в случае, если одна из сторон не согласна со сроками выполнения договорных обязательств, или между ними не существует общего понимания в том или ином вопросе.

Расходятся не редко мнения в вопросах цен и стоимости услуг, способах исполнения достигнутых соглашений. Договорное урегулирование происходит также в случае, если возникло несогласие с размерами штрафных санкций, проблемы могут возникнуть также если права по исполнению договора были переданы третьему лицу, без предварительного согласования этого факта с другой стороной. Договорное урегулирование происходит также если одна из сторон хочет досрочно выйти из дела или отказывается заключить новый или продлить старый договор.

Существует несколько способов урегулирования споров по договору:

  • Посредством проведения переговоров. Это идеальный вариант решения договорных споров, к которому прибегают многие участники договорных отношений. Если переговоры проходят правильно в большинстве случаев стороны приходят к взаимопониманию, при этом только договориться мало. Подтверждением достигнутых договоренностей служит соглашение об урегулировании спора – важный документ, составление которого игнорировать не стоит.
  • Медиация, или перекладывание вопроса по поиску компромиссов на третье лицо – медианта. Именно на посредника в этом случае ложится задача примирения сторон. Медиант может быть непрофессиональным и профессиональным, причем с привлечением последнего шансы на успех мирного решения вопроса увеличиваются. Поэтому для решения договорных споров лучше привлечь профессионального юриста или группу специалистов.

В случае, если договор досудебного урегулирования не решил спора, не привело к достижению желаемого результата и договорное регулирование, последней инстанцией по решению возникших споров является суд. К этому способу прибегают только тогда, когда другие возможности были исчерпаны. Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление, для чего крайне необходимо воспользоваться услугами профессионального юриста.

Консультация юриста по досудебному порядку урегулирования споров

В каких случаях предусмотрено досудебное урегулирование и порядок разбирательств на практике можно узнать у наших ведущих специалистов. Для получения консультации заполните форму ниже.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (17 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Игорь Потуданский/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FedZakon
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: